Мусин Шахан Алимханович

Актёр театра и кино. Народный артист Казахской ССР. Член Союза кинематографистов СССР.

Шахан Мусин родился 27 декабря 1913 года, в ауле Большой Акжар, Майского района Павлодарской области. Его отец ‒ Алимхан, ездивший каждый год на ярмарку в Коянды, привозил домой книги с народными сказаниями и эпосами, со стихами Абая и Шакарима, приобщал своих детей к чтению, учил играть на домбре. Большое влияние на Шахана в детстве оказал дальний родственник, односельчанин и одновременно близкий друг отца, Нурлыбек Баймуратов – известный в народе импровизатор и большой поэт. Возможно поэтому Шахан лет в одиннадцать начал сам сочинять стихи.

В 13 лет Ш. Мусин был определен отцом в казахско-русскую среднюю школу, «Казкоммуна» (г. Семипалатинск). В этой школе Шахан занимался в драмкружке, который вел талантливый педагог и драматург Таир Жомартбаев. Семей оказал огромное влияние на всю последующую жизнь будущего артиста. Здесь, на сцене клуба имени Луначарского, шли спектакли, которые ставились представителями казахской интеллигенции, повсеместно звучали стихи Абая, выступали писатели и поэты, певцы-импровизаторы. Творческая атмосфера влияла на мировоззрение юноши, пробуждала в нем желание быть причастным к миру искусства.   

В 1930 году, после окончания средней школы, Шахан приехал в Алматы и поступил в Алматинский сельскохозяйственный институт, одновременно стал работать в редакции газеты «Пионер Казахстана». В новом для себя городе юный Шахан также старался не пропускать выступления на сцене полюбившихся артистов Калибека Куанышбаева, Курманбека Джандарбекова, певцов Исы Байзакова, Амире Кашаубаева, Жусупбека Елебекова, Манарбека Ержанова, домбриста Абикена Хасенова, а также других исполнителей. 

В 1931 году, после кончины отца, Шахану пришлось вернуться в родные места, чтобы, как старшему сыну, взять на себя все заботы о семье. В 1931-32 гг. работал в Бескарагайском районе Семипалатинской области, выполнял секретарскую работу в райисполкоме. Тогда же он стал свидетелем страшных картин голодомора, о чем написал стихи, которые впоследствии повлияют на его судьбу. В 1933 году переехал в Семей, где стал сотрудничать с редакцией областной газеты под названием «Социалды Шыгыс» («Социалистический Восток»), в 1934 году, в качестве «комсомольского поэта», был  делегирован на Первый съезд писателей автономной Казахской республики. 

В том же году в Семипалатинске открылся новый музыкально-драматический театр. В создании театра и формировании актерского коллектива большое участие приняли видные деятели казахского национального искусства ‒ Мухтар Ауэзов, Жумат Шанин, Курманбек Джандарбеков. К этому времени у Шахана Мусина сформировалось стойкое желание посвятить себя сценическому искусству, и он был принят в труппу театра. 

Казалось бы, он нашел свое призвание – быть артистом и беззаветно служить сцене, но в январе 1936 года его арестовали по доносу. Мусину были предъявлены обвинения в создании националистической контрреволюционной молодежной организации, а также в написании стихов антисоветского содержания («Голодающие» и «Бедный Рамазан»), т.е. в совершении т. н. «преступлений», предусмотренных ст.58-10 УК Р.С.Ф.С.Р. 

По первому приговору суда, в июне 1936 года Мусин получил условный срок, и был освобожден в зале суда. Однако, в начале 1937 года его опять арестовали, а в середине 1937 года, без суда и следствия, согласно решению ОСО (Особого совещания при НКВД СССР) осудили на 5 лет ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей) и отправили на Колыму. 

Из-за начавшейся войны Шахан Мусин, вместо 5 лет, отбыл все 10 лет на Колымской каторге, и лишь в 1946 году смог вернуться на родину.  

Шахан вновь поступил на службу театр; играл Айдара в пьесе М. Ауэзова «Абай», Яна Грубека в пьесе К. Симонова «Под каштанами Праги», Темира в пьесе А. Абишева «Дружба и любовь», Ахана в пьесе Г. Мусрепова «Ахан-серэ – Актокты». Здесь он встретил свою первую жену, актрису Гайникамал Баубекову.

В декабре 1948 года Шахана Мусина повторно арестовали и этапировали «на вечное поселение» в Сибирь. Летом 1949 года в ссылку к мужу, в село Чумаково Михайловского района Новосибирской области, приехала Гайникамал с годовалой дочкой Шапигой, в июне 1950 года у них родился сын Кемель. Условия жизни в ссылке были тяжелыми, дети болели из-за постоянных холодов и недоедания, и весной 1952 года Гайникамал с двумя детьми была вынуждена уехать в Алма-Ату.  

В 1954 году Ш.Мусин смог освободиться и приехать в столицу Каз.ССР, чтобы воссоединиться с семьей. Его сразу же взяли на работу в Театр юного зрителя. 

В 1957 году Шахан Мусин перешел в труппу Казахского государственного академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова, где прослужил почти сорок лет и сыграл в общей сложности порядка 45 ролей. 

В сентябре 1955 года в Мусиных родилась дочь Макбал, однако, в 1961 году супруги расстались: спустя год Гайникамал вышла замуж за писателя Бауыржана Момышулы, а Шахан женился на Рабиге Сыздык, которая уже в то время серьезно занималась наукой, а в будущем стала выдающимся ученым-филологом, членкором Академии наук Казахской ССР. Со второй женой Шахан Мусин счастливо прожил до конца своих дней.

Кинокарьера Мусина началась одновременно с работой в театре – в 1955 году, когда режиссер Мажит Бегалин, снимавший фильм «Это было в Шугле», пригласил его на эпизодическую роль секретаря райкома, открыв, таким образом, путь в кинематограф для актера, который к тому времени имел судимость в качестве «врага народа» и еще не получил справку о реабилитации  (это случится в июне 1957 года). 

В 1966 году Шахан Мусин получил звание Народного артиста Казахской ССР.

На протяжении всей жизни Ш. Мусин продолжал писать стихи. Они печатались в журналах «Жулдыз» и «Жалын», в газетах «Қазақ Әдебиеті» и «Алматы ақшамы». В 90-е годы увидело свет и его знаменитое стихотворение «Письмо к наркому», за которое он провёл долгие годы в лагерях. 

Актёр ушел из жизни в 1999 году.

Биография написана дочерью Ш. Мусина М. Ш. Мусиной на основе воспоминаний отца.

 

Мультимедиа

Фильмография

Фильмография

1955 – «Это было в Шугле»

1955 – «Беспокойная весна» 

1956 – «Мы здесь живём» 

1957 – «Его время придёт» 

1959 – «На диком бреге Иртыша» 

1959 – «Однажды ночью» (1959) 

1959 – «Возвращение на землю» (1959) 

1960 – «Тишина» 

1961 – «Сплав»

1962 – «Перекрёсток» 

1966 – «Крылья песни» 

1970 – «Встреча»

1972 – «Тризна» («Кулагер») 

1975 – «Степные раскаты» («Уральск в огне») 

1976 – «Лето в зоопарке»

1976 – «Третья сторона медали» 

1977 – «Улан»

1978 – «Как пишется слово “Солнце”» 

1978 – «Решающая схватка»

1979 – «Дополнительные вопросы»

1979 – «Серебряный рог Алатау» 

1979 – «Погоня в степи»

1980 – «Гонцы спешат» 

1980 – «Невозможные дети»

1980 – «Пора звенящего зноя» 

1981 – «Соломинка удачи»

1982 – «До свидания, Медео!»

1982 – «Красная юрта»

1983 – «Дела земные»

1983 – «Искупи вину»

1986 – «На перевале»

1987 – «Сказка о прекрасной Айсулу»

1989 – «Месть»

1989 – «Султан Бейбарс»

1990 – «Повелитель тьмы»

1992 – «Тридцатого уничтожить!» 

1996 – «Дар богов»

Тексты

В мае 1987 года в журнале «Новый фильм» № 5 (401) Людмила Енисеева-Варшавская опубликовало интервью с Шаханом Мусиным ‒ «Помнить о человечности».

Связанное