Байузаков Алмас Хасенович 

Кинооператор. Кинорежиссер. Член Союза кинематографистов СССР с 1977 г. Член правления Ассоциации деятелей кино ССОД (Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами).

Родился 11 июля 1939 года в семье служащего – известного государственного деятеля Хасена Байузакова. В 1974 году окончил факультет журналистики Казахского государственного университета им. С.М.Кирова.

На киностудии «Казахфильм» трудовую деятельность начал в 1959 году учеником съемщика надписей; затем от ассистента кинооператора цеха комбинированных съемок дорос до кинооператора высшей категории хроникально-документальных  фильмов. Снял сотни сюжетов для киножурнала «Советский Казахстан», более двадцати картин, многие из которых получили высокую оценку на всесоюзных кинофестивалях.

С 1961 г. принимал участие в создании 10 художественных фильмов. Сначала ассистентом оператора, а в 1967 году  был тарифицирован кинооператором 3-й категории художественных фильмов.  Работал на художественных  фильмах: «Сплав» (1961), «Мальчик мой» (1962), «Перекресток», «Сказ о матери» (1963), «Следы уходят за горизонт» (1964), «Алдар-Косе» (1965), «Чинара на скале» (1965), «Ожидание», «Рисунок мелом», «За нами Москва» (1967).

Из производственной характеристики 1967 г. для представления во ВГИК:

«За время работы на художественных фильмах А. Байузаков показал себя творчески инициативным, знающим свое дело. Все картины производственно были очень сложные, они снимались в суровых условиях зимы и буранов. Безупречная работа ассистента  оператора 1-й категории Байузакова А. позволила снять фильмы без операторского брака. На фильме «Чинара на скале» не было второго оператора, условия съемки диктовали снимать параллельно несколькими камерами и Байузаков снимал самостоятельно многие кадры эпизода «буран» и «кафе». Такое ответственное отношение к работе в постоянном творческом поиске было на протяжении всей трудовой деятельности Байузакова А.»

 С 1970 г. Байузаков А. работал кинооператором документальных фильмов на ТПО-2 киностудии «Казахфильм». Высокую оценку общественности и прессы получили документальные фильмы, в создании которых он принимал участие. За фильм «Целина» (1979) он был награжден серебряной медалью ВДНХ СССР, а фильмы «Абсент ‒ сын Араба и Баккары» и «Старты надежд и тревог» были отмечены дипломами 5-го Всесоюзного кинофестиваля спортивных фильмов в Таллине в 1974 г. Другая картина ‒ «Испытание» (1977) о трудной зимовке чабанов, широко отмечалась в прессе страны. За оперативность и за съемку в тяжелейших условиях (от холода камера отказывалась работать, снег забивал объективы) съемочный коллектив получил поздравительное письмо от Госкино СССР. 

Алмас Байузаков неоднократно выезжал за рубеж и как режиссер создал ряд документальных фильмов: «Австрия, встречи и впечатления», «Там, где город Кунейтра» (1981), был оператором фильмов «Под жарким солнцем Йемена» (1978), «Мелодии дружбы» (1974) и другие.

С 1979 года он работал как режиссер-оператор. В этом качестве им снято более тридцати картин. А. Байузаков считал, что оператор должен попробовать себя во всех жанрах киножурналистики и в научно-популярных фильмах тоже. В репортажах, в одном из самых оперативных жанрах, ему довелось снимать неоднократные приезды в Казахстан Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Ильича Брежнева, глав партийно-правительственных делегаций социалистических стран товарищей Цеденбала, Герека и Живкова, зарубежных гостей. На съемках такого рода надо было быть предельно внимательным, чтобы ничего не упустить. Постоянно помнить о высокой ответственности, налагаемой на оператора.

Также Алмас  Байузаков  создал десятки документальных, научно-популярных и учебных фильмов о животных. Это «О сурках» (1973) для, популярной в свое время в стране, телепередачи «В мире животных», фильм «Кто где живет» (1976) о птичке ремез. Целый месяц пришлось следить за ней, чтобы снять, как она вьет гнездо, таясь, длительное время со съемочной  камерой в кустах. Многим зрителям запомнилась работа «Микробы в упряжке» (1977) о полезной деятельности микроорганизмов, так как техника съемок была для оператора новой, а значит, работа над фильмом – полезной.

В своих хроникально-документальных фильмах, ставших подлинными образцами кинопублицистики, режиссер нередко обращался к истории своей страны, к личностям, ставшими гордостью нашей нации. Заслуживают особого внимания его фильмы «Сакен Сейфулин. Жизнь и творчество (1987), «Врагом партии и народа не был» ‒ о государственном деятеле Левоне Мирзояне, «По страницам дела № 0239» ‒ о чекисте Сериккали Жакупове, погибшем в жерновах сталинских репрессий, «Амангельды батыр», «Момыш-улы», «Мухтар  Ауэзов. Жизнь и творчество» и многие другие, раскрывающие неизвестные страницы жизни и деятельности, славных сынов своей эпохи.

За всем за этим стоят многие года работы: с удачами, срывами, волнениями, поисками, многочисленные командировки  по Казахстану, Союзу, за рубеж.

В  интервью журналу «Новый фильм» (1978) на вопрос: «Что же все-таки самое главное в операторском деле»? Алмас  Байузаков ответил: «Умение много трудиться. Ни в коем случае ни на один день нельзя успокаиваться – работа, работа и работа». 

Это убеждение он пронес через всю свою жизнь.

Скончался А. Байузаков 5 июля 2000 года.

Мультимедиа

Фильмография

Режиссер

1967 – Автоматическая служба селеоповещения

1981 – Там, где город Кунейтра

1981 – Австрия, встречи и впечатления

1982 – Спорт №1.  Тринадцатый старт в победе (Водное поло) (Киножурнал)

1983 – Амангельды Батыр

1983 – Электробезопасность на объектах добычи и транспортировки газа

1983 – Магистраль дружбы (Трасс дружбы)

1984 – Передовой опыт производства говядины

1984 – Советский Казахстан №12 (киножурнал)

1984 – Советский Казахстан №15 – Воспоминания Тулебаева (киножурнал)

1984 – Советский Казахстан №18 (киножурнал)

1984 – Бригада на подряде

1984 – Жить в мире

1984 – Кража (Находятся под следствием)

1985 – Момыш-Улы

1985 – Сохраним урожай от пожаров

1986 – Взрывопожаробезопасность

1986 – За словом – дело

1987 – Искусство №1 (киножурнал)

1987 – Сакен Сейфуллин. Жизнь и творчество

1987 – С газом не шути

1988 – Павел Виноградов

1988 – Кайракты. Начало пути

1988 – Мухтар Ауэзов. Жизнь и творчество

1989 – Домбра в Испании

1990 – По страницам дела №0239

Оператор

1961 – Сплав

1962 – Мальчик мой

1963 – Перекресток

1963 – Сказ о матери

1964 – Следы уходят за горизонт

1965 – Алдар-Косе

1965 – Чинара на скале

1967 – Ожидание

1967 – Рисунок мелом

1967 – За нами Москва

1974 – Абсент ‒ сын Араба и Баккары

1974 – Мелодии дружбы

1976 – И собрались волшебники

1977 – Испытание

1978 – Под жарким солнцем Йемена

1979 – Целина

1981 – Там, где город Кунейтра

1983 – Амангельды Батыр

1983 – Электробезопасность на объектах добычи и транспортировки газа

1984 – Жить в мире

1985 – Сохраним урожай от пожаров

1986 – За словом – дело

Сценарист

1983 – Амангельды Батыр

1983 – Электробезопасность на объектах добычи и транспортировки газа

1983 – Магистраль дружбы (Трасс дружбы)

1984 – Жить в мире

1985 – Сохраним урожай от пожаров

1988 – Кайракты. Начало пути

1989 – Домбра в Испании

1990 – По страницам дела №0239

Тексты

Связанное