Родился 11 июля 1939 года в семье служащего – известного государственного деятеля Хасена Байузакова. В 1974 году окончил факультет журналистики Казахского государственного университета им. С.М.Кирова.
На киностудии «Казахфильм» трудовую деятельность начал в 1959 году учеником съемщика надписей; затем от ассистента кинооператора цеха комбинированных съемок дорос до кинооператора высшей категории хроникально-документальных фильмов. Снял сотни сюжетов для киножурнала «Советский Казахстан», более двадцати картин, многие из которых получили высокую оценку на всесоюзных кинофестивалях.
С 1961 г. принимал участие в создании 10 художественных фильмов. Сначала ассистентом оператора, а в 1967 году был тарифицирован кинооператором 3-й категории художественных фильмов. Работал на художественных фильмах: «Сплав» (1961), «Мальчик мой» (1962), «Перекресток», «Сказ о матери» (1963), «Следы уходят за горизонт» (1964), «Алдар-Косе» (1965), «Чинара на скале» (1965), «Ожидание», «Рисунок мелом», «За нами Москва» (1967).
Из производственной характеристики 1967 г. для представления во ВГИК:
«За время работы на художественных фильмах А. Байузаков показал себя творчески инициативным, знающим свое дело. Все картины производственно были очень сложные, они снимались в суровых условиях зимы и буранов. Безупречная работа ассистента оператора 1-й категории Байузакова А. позволила снять фильмы без операторского брака. На фильме «Чинара на скале» не было второго оператора, условия съемки диктовали снимать параллельно несколькими камерами и Байузаков снимал самостоятельно многие кадры эпизода «буран» и «кафе». Такое ответственное отношение к работе в постоянном творческом поиске было на протяжении всей трудовой деятельности Байузакова А.»
С 1970 г. Байузаков А. работал кинооператором документальных фильмов на ТПО-2 киностудии «Казахфильм». Высокую оценку общественности и прессы получили документальные фильмы, в создании которых он принимал участие. За фильм «Целина» (1979) он был награжден серебряной медалью ВДНХ СССР, а фильмы «Абсент ‒ сын Араба и Баккары» и «Старты надежд и тревог» были отмечены дипломами 5-го Всесоюзного кинофестиваля спортивных фильмов в Таллине в 1974 г. Другая картина ‒ «Испытание» (1977) о трудной зимовке чабанов, широко отмечалась в прессе страны. За оперативность и за съемку в тяжелейших условиях (от холода камера отказывалась работать, снег забивал объективы) съемочный коллектив получил поздравительное письмо от Госкино СССР.
Алмас Байузаков неоднократно выезжал за рубеж и как режиссер создал ряд документальных фильмов: «Австрия, встречи и впечатления», «Там, где город Кунейтра» (1981), был оператором фильмов «Под жарким солнцем Йемена» (1978), «Мелодии дружбы» (1974) и другие.
С 1979 года он работал как режиссер-оператор. В этом качестве им снято более тридцати картин. А. Байузаков считал, что оператор должен попробовать себя во всех жанрах киножурналистики и в научно-популярных фильмах тоже. В репортажах, в одном из самых оперативных жанрах, ему довелось снимать неоднократные приезды в Казахстан Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Ильича Брежнева, глав партийно-правительственных делегаций социалистических стран товарищей Цеденбала, Герека и Живкова, зарубежных гостей. На съемках такого рода надо было быть предельно внимательным, чтобы ничего не упустить. Постоянно помнить о высокой ответственности, налагаемой на оператора.
Также Алмас Байузаков создал десятки документальных, научно-популярных и учебных фильмов о животных. Это «О сурках» (1973) для, популярной в свое время в стране, телепередачи «В мире животных», фильм «Кто где живет» (1976) о птичке ремез. Целый месяц пришлось следить за ней, чтобы снять, как она вьет гнездо, таясь, длительное время со съемочной камерой в кустах. Многим зрителям запомнилась работа «Микробы в упряжке» (1977) о полезной деятельности микроорганизмов, так как техника съемок была для оператора новой, а значит, работа над фильмом – полезной.
В своих хроникально-документальных фильмах, ставших подлинными образцами кинопублицистики, режиссер нередко обращался к истории своей страны, к личностям, ставшими гордостью нашей нации. Заслуживают особого внимания его фильмы «Сакен Сейфулин. Жизнь и творчество (1987), «Врагом партии и народа не был» ‒ о государственном деятеле Левоне Мирзояне, «По страницам дела № 0239» ‒ о чекисте Сериккали Жакупове, погибшем в жерновах сталинских репрессий, «Амангельды батыр», «Момыш-улы», «Мухтар Ауэзов. Жизнь и творчество» и многие другие, раскрывающие неизвестные страницы жизни и деятельности, славных сынов своей эпохи.
За всем за этим стоят многие года работы: с удачами, срывами, волнениями, поисками, многочисленные командировки по Казахстану, Союзу, за рубеж.
В интервью журналу «Новый фильм» (1978) на вопрос: «Что же все-таки самое главное в операторском деле»? Алмас Байузаков ответил: «Умение много трудиться. Ни в коем случае ни на один день нельзя успокаиваться – работа, работа и работа».
Это убеждение он пронес через всю свою жизнь.
Скончался А. Байузаков 5 июля 2000 года.
Мультимедиа
Фильмография
1967 – Автоматическая служба селеоповещения
1981 – Там, где город Кунейтра
1981 – Австрия, встречи и впечатления
1982 – Спорт №1. Тринадцатый старт в победе (Водное поло) (Киножурнал)
1983 – Амангельды Батыр
1983 – Электробезопасность на объектах добычи и транспортировки газа
1983 – Магистраль дружбы (Трасс дружбы)
1984 – Передовой опыт производства говядины
1984 – Советский Казахстан №12 (киножурнал)
1984 – Советский Казахстан №15 – Воспоминания Тулебаева (киножурнал)
1984 – Советский Казахстан №18 (киножурнал)
1984 – Бригада на подряде
1984 – Жить в мире
1984 – Кража (Находятся под следствием)
1985 – Момыш-Улы
1985 – Сохраним урожай от пожаров
1986 – Взрывопожаробезопасность
1986 – За словом – дело
1987 – Искусство №1 (киножурнал)
1987 – Сакен Сейфуллин. Жизнь и творчество
1987 – С газом не шути
1988 – Павел Виноградов
1988 – Кайракты. Начало пути
1988 – Мухтар Ауэзов. Жизнь и творчество
1989 – Домбра в Испании
1990 – По страницам дела №0239
1961 – Сплав
1962 – Мальчик мой
1963 – Перекресток
1963 – Сказ о матери
1964 – Следы уходят за горизонт
1965 – Алдар-Косе
1965 – Чинара на скале
1967 – Ожидание
1967 – Рисунок мелом
1967 – За нами Москва
1974 – Абсент ‒ сын Араба и Баккары
1974 – Мелодии дружбы
1976 – И собрались волшебники
1977 – Испытание
1978 – Под жарким солнцем Йемена
1979 – Целина
1981 – Там, где город Кунейтра
1983 – Амангельды Батыр
1983 – Электробезопасность на объектах добычи и транспортировки газа
1984 – Жить в мире
1985 – Сохраним урожай от пожаров
1986 – За словом – дело
1983 – Амангельды Батыр
1983 – Электробезопасность на объектах добычи и транспортировки газа
1983 – Магистраль дружбы (Трасс дружбы)
1984 – Жить в мире
1985 – Сохраним урожай от пожаров
1988 – Кайракты. Начало пути
1989 – Домбра в Испании
1990 – По страницам дела №0239